ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-4-66-83
Аннотация
В статье обоснована актуальность разработки методики обучения казахскому языку как иностранному (далее – МОКЯИ): раскрыты предпосылки проблемы сохранения и развития национального (казахского) языка, внешние и внутренние факторы обострения данной проблемы на современном этапе, а также уже наблюдаемые последствия отсутствия реализации МОКЯИ в странах, в которых проживают этнические казахи.
Объектом анализа служат нормативно-правовые акты, национальные программы, стратегические планы, доклады по науке, аналитические отчеты, социологические исследования, учебники, публикации отечественных и зарубежных ученых. Данный объект исследования позволил провести анализ отечественного и зарубежного опыта обучения казахскому языку как иностранному с целью определения степени разработки МОКЯИ в Республике Казахстан, а также определить степень актуализации и востребованности зарубежного опыта разработки МОКЯИ в мировой науке и практике.
Результаты исследования позволили подтвердить предположение о том, что предпринимаемые авторами действия по реализации научного проекта «Методика обучения казахскому языку как иностранному через систему этнокультурных единиц» актуальны, своевременны и внесут свой вклад в разработку научно-обоснованной МОКЯИ этнических казахов, проживающих за рубежом.
Ключевые слова
Об авторах
Ж. А. МайдангалиеваКазахстан
Актобе
Г. А. Кузембаева
Казахстан
Актобе
Список литературы
1. Абай институты // https://abai.institute/rus/
2. Азаматов А. Мне стыдно признаться, но большинство казахов из России забыли родной язык //https://kazislam.kz/ajvar-azamatov-mne-stydno-priznat-sya-no-bol-shinstvo-kazahov-iz-rossii-zabyli-rodnoj-yazyk/
3. Артыкова Т.М., Ермекбаева Г.Г. Учебное пособие для учителей 8-го класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (учебное пособие) / Казахский язык. Учебно-методическое пособие для учителей 8-го класса общеобразоват. шк. с русс. яз. обуч. 2-е переаб. Алматы, Атамура, 2015. 176 с.
4. Байгабатова Н.К. История миграции казахов в западную Монголию: причины, этапы и образование казахской диаспоры // Обществознание и социальная психология. 2022. № 11 (41). С. 230-235.
5. Бартоломэ Р. Изучение современного татарского литературного языка как иностранного в вузах Германии // Филология и культура. 2013. № 3 (33). С. 268-271.
6. Баштабак А.Ш. О проблемах в обучении фразеологизмов при изучении турецкого языка как иностранного // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 4. С. 465-470.
7. Бейсенбаева Л.Ж., Балабеков А.К., Жакыпжанова А.С. Казахский язык: Начальный уровень (А1): Универсальный учебник для казахской диаспоры за рубежом / Редакционная коллегия: Л.Есбосынова, А.Орманова, М.Дарменова. Нур-Султан: 2021. 202 с.
8. Бекбалакова Н.А., Ержанова А.С., Оспанова Г.Е. Шетел медик-студенттеріне қазақ тілін үйретудің көрнекілік әдістері. Медицина и экология. 2020. № 4 (97). С. 128-133.
9. Бурла А.В. Современные мультимедийные приложения для раннего обучения турецкому языку как иностранному // Обучение, тестирование и оценка. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2022. С. 26-30.
10. Валиева С.Б. Особенности, содержание и анализ урока казахского языка как иностранного. Вестник Астраханского государственного технического университета. 2015. № 1 (59). С. 62-66.
11. Гаджиева А.А. Способы семантизации лексики при обучении казахскому языку как иностранному (на примере залоговых форм глагола) // Ломоносовские чтения. Востоковедение и Африканистика. Тезисы докладов научной конференции. М.: МГУ М.В. Ломоносова Институт стран Азии и Африки, 2019. С. 145-147.
12. Даулеткереева Н.Ж., Нурмагамбетова Н.А., Смыкова А.Д. Казахский язык: Базовый уровень (А2): Универсальный учебник для казахской диаспоры за рубежом / Редакционная коллегия: Л.Есбосынова, А.Орманова, М.Дарменова. Нур-Султан: 2021. 218 с.
13. Ермекова Т.Н., Рыскулбек Д.Ж., Сакиева Г.О., Сабихан Г. Обучение языку как второму или иностранному: проблемы и методы. Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 3. С. 15-19.
14. Жонкешов Б.С. Анализ латинского алфавита, употреблявшегося казахами Китая (на основе написания интернациональных терминов). Tiltanym. 2015;(1):97-102.
15. Зайцева В.П. Актуальность частотных словарей при обучении чувашскому языку как иностранному / Национальные языки и литературы в поликультурных условиях. Сборник научных трудов. 2018. С. 128-132.
16. Идиатуллина Г.М. Лингвострановедческие реалии при изучении турецкого как иностранного // Актуальные вопросы современной науки: теория, методология, практика, инноватика. Сборник научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «НИЦ «Вестник науки»», 2022. С. 154-160.
17. Ильина А.А., Ахметова Ш.К. Казахское национальное движение в России в XXI вв.: проблемы институционализации. Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Т. 10. № 1 (75). С. 26.
18. Информация о деятельности Комиссии по реализации государственной языковой политики (Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 27 октября 2022 года № 176-р) https://www.gov.kz/memleket/entities/language/documents/details/439101?lang=ru
19. Қазақ тілі. Қарапайым деңгей / Авторлары: Г.Қ. Досмамбетова, А.К. Балабеков, А.Т. Бозбаева-Хунг, А.Д. Сейсенова Астана: Ұлттық тестілеу орталығы, 2016. 268 бет.
20. Қазақстандағы этнос тілдерін оқытуға арналған мәтіндер жинағы / Құраст.: Л.Қ Есбосынова, М.З. Дәрменова. Нұр-Сұлтан: «Ш.Шаяхметов атындағы «Тіл-Қазына» ұлттық ғылыми-практикалық орталығы» КеАҚ, 2021. 474 бет.
21. Картирования вовлечения диаспоры. Казахстан // https://diasporafordevelopment.eu/wp-content/uploads/2020/09/CF_Kazakhstan_RUS-v.2.pdf
22. Кобландин К.И. Современное положение казахов в Узбекистане: проблемы и перспективы // Этносоциальные процессы во Внутренней Евразии. Тематический сборник: материалы X Международной научно-практической конференции. Отв. редакторы Ю.В. Попков, А.П. Коновалов, под общей редакцией С.Т. Дюсембаева. Новосибирск-Семей, 2008. С. 412-416.
23. Койше К.К. Проблема сохранения и развития миноритарных языков в эпоху глобализации. Filologické Vědomosti. 2016. № 1. С. 39-43.
24. Коптяева Е.А. Вопросы современного самоопределения казахов по этническому признаку (на примере города Омска) / Россия и Казахстан: исторический опыт сотрудничества и перспективы интеграции. Материалы II Международной научно-практической конференции. Гермизеева Виктория Викторовна (ответственный редактор). Омск: ОГТУ, 2015. С. 63-68. Кудайбергенова Г.А. Методическое наследие Жусупбека Аймауытова. Tiltanym. 2018;(3):68-73.
25. Майдангалиева Ж.А., Кузембаева Г.А., Ермекбаева Г.Г., Изтлеуова С.Ш. Оценка эффективности мер государственной поддержки этнических казахов, проживающих за рубежом: усиление роли Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан // Республиканский научно-технический журнал «Университет еңбектері – Труды университета» НАО «Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова». 2023. №3. С. 338342. http://tu.kstu.kz/archive/issue/98?page=6
26. Машинбаева Г.А., Игнатова Е.Р., Толмачева Д.С. Шетелдік студенттерге қазақ және орыс тілдерін оқытудағы тыңдалым мен сөйлесімнің инновациялық әдістері. Қазақ Ұлттық Қыздар Педагогикалық Университетінің Хабаршысы. 2019. № 2. С. 48-56.
27. Мусабекова У.Е., Краева И.А., Фролова Г.М. Казахский язык для стран СНГ: учебник. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2012. 346с.
28. Мухамедина Ш. «Казахизация» и этническое становление казахов. Вопросы истории. 2021. № 12-3. С. 162-172 // https://elibrary.ru/item.asp?id=47539855
29. Наралиева Р.Т. Современная методика казахского языка как иностранного: инновация, качество, результат, достижения / Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные научные исследования: общественные, гуманитарные, естественные и технические науки». Сборник научных докладов. М.: АНО содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение», 2014. С. 115-122.
30. Нұржанова А.Б., Нұрманова Г.Н. Қазақ тілін шет тілі ретінде оқытуда цифрлық құзыреттілікті қалыптастыру жолдары. Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана. 2020. № 1 (93). С. 180-187.
31. Нуртай Лаханулы Казахи России: Обещания Казахстана помочь не выполняются (2012) // https://rus.azattyq.org/a/kazakh-language-in-russia/24802078.html.
32. Нуртай Лаханулы Как фонд «Отандастар» помогает соотечественникам? (05 июня 2019 года) // https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-fond-otandastar-rabota-i-kritika/29982035.html.
33. Нуртай Лаханулы. Неграмотность, бедность, бюрократия. Почему афганские казахи не возвращались на историческую родину? (13 сентября 2021 г.) // https://rus.azattyq.org/a/negramotnost-bednost-byurokratiya-pochemuafganskie-kazahi-ne-vozvraschalis-na-istoricheskuyu-rodinu/31456379.html
34. Нуртай Лаханулы Почему Всемирная ассоциация казахов не защитила казахов в Синьцзяне? (30 ноября 2020) // https://rus.azattyq.org/a/why-didn-t-the-world-association-of-kazakhs-protect-kazakhs-in-xinjiang-/30974796.html.
35. О Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 21 января 2014 года № 741.Утратил силу 06.03.2020) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000741.
36. О Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы. Указ Президента РК от 6.03.2020 года №280. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан (Указ Президента Республики Казахстан от 20 ноября 2020 года № 453) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2000000453.
37. Об утверждении Государственной программы по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1045. Обновлен 09.02.2021) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900001045.
38. Об утверждении Концепции развития языковой политики в Республике Казахстан на 2023-2029 годы // https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14488704#leave-npa-comment.
39. Об утверждении плана мероприятий по поддержке этнических казахов за рубежом на 2018-2022 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 280) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000280.
40. Об утверждении положения Комитета языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (Приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 13 сентября 2022 года № 2-к. Обновлен 23.12.2022) // https://adilet.zan.kz/rus/docs/G22HN000002.
41. Ознакомились с работой института ЮНУС ЭМРЕ по обучению турецкому языку // https://www.gov.kz/memleket/entities/language/press/news/details/573912?lang=ru.
42. Өтелбай Г.Т.Ы., Найманбай А.Р.Р.Ы., Байболат Л.З.Б.О.Ыр.Ы. Шетелдік білім алушыларға қазақ тілін оқыту әдістемесі // Филология фәне: тарихы, хәҙергеһе, киләсәге. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения известного башкирского языковеда К.Г. Ишбаева. Под общей редакцией Г.Р. Абдуллиной. Уфа: БГУ, 2017. С. 228-230.
43. Положение об Управлении методического обеспечения и лингвистических работ Комитета языковой политики Министерства науки и высшего образования РК https://www.gov.kz/memleket/entities/language/about/structure/departments/position/24682/1?lang=ru
44. Правовая база Фонда Отандастар. Устав Фонда Отандастар // https://www.oq.gov.kz/ru/law-base
45. Сарбасов М.К., Кучукова Н.К. Финансовые стимулы репатриации этнических казахов на историческую родину / Сборник материалов Международной научно-практической конференции на тему: «Финансовые аспекты третьей модернизации экономики Казахстана», посвященной 70-летию доктора экономических наук, профессора Кучуковой Нурили Кенжебековны. Нур-Султан, 2021. С. 75-78.
46. Сарсамбекова А.С. Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы (конец XX-начало XXI в): автор. дисс.… канд. ист. наук. – Томск, 2009. – 20 с.
47. Силина Р.Ф. Рекомендации по организации обучения турецкому языку как второму иностранному языку на этапе основного общего образования // Молодежный научный форум. Электронный сборник статей по материалам CXCII студенческой международной научно-практической конференции. М.: ООО «Международный центр науки и образования», 2023. С. 13-18.
48. Сувандии Н.Д., Куулар Е.М.О. Некоторые сложные вопросы методики обучения тувинскому языку как неродному // Новые исследования Тувы. 2018. № 1. С. 2.
49. Сулейменов А. Российские казахи обладают этническим самосознанием и идентификацией / Портал Qazaqstan tarihy // https://e-history.kz/ru/news/show/5642.
50. Тогусова А.К. Некоторые особенности обучения иностранных военнослужащих казахскому языку как иностранному в военных учебных заведениях Республики Казахстан. Интернаука. 2019. № 17-1 (99). С. 75-77.
51. Хабибуллина Э.К. Культурологические аспекты в обучении турецкому языку как иностранному // Актуальные вопросы преподавания китайского и других восточных языков в XXI в. Сборник статей и докладов участников I международной научно-практической конференции. Казань: Издательство «ФЭН» АН РТ, 2017. С. 205-210.
52. Центр обучения турецкому языку «Диалог» // https://www.tomer.ru/blog/sovety-dlya-izuchayushchikh/201-zachemizuchat-turetskij-yazyk.html.
53. Alfiya R. Masalimova, Andrey V. Korzhuev, Dinara G. Vasbiyeva, Alexander A. Galushkin, Zhumagul A. Maydangaliyeva, Natalia A. Zaitseva Preservation of national languages as a factor of national security in the contemporary world. European Journal of Science and Theology. April 2019. Vol.15. No.2. P.113-121.
Рецензия
Для цитирования:
Майдангалиева Ж.А., Кузембаева Г.А. ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. Tiltanym. 2023;92(4):66-83. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-4-66-83
For citation:
Maydangalieva Zh.A., Kuzembayeva G.A. TEACHING KAZAKH LANGUAGE AS A FOREIGN LANGUAGE: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE. Tiltanym. 2023;92(4):66-83. (In Russ.) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-4-66-83