СТИЛИСТИЧЕСКИЙ «ПЭЧВОРК» В РОМАНЕ Р. СЕЙСЕНБАЕВА «ОТЧАЯНИЕ, ИЛИ МЕРТВЫЕ БРОДЯТ В ПЕСКАХ»
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-2-30-41
Аннотация
Синкретизм на различных уровнях организации текста является одной из черт, свойственных современному казахскому роману. Отмечая специфику синкретизма стилей речи в поэтике романа Роллана Сейсенбаева «Отчаяние, или Мертвые бродят в песках», авторы вводят близкое к нему понятие стилистический «пэчворк». Ставится цель проанализировать элементы разных стилей речи, инкорпорированных в структуру произведения методом стилистического «пэчворка», с точки зрения их роли в создании художественной реальности и отражения нравственно-философской концепции романа об экологической катастрофе. Такой подход к изучению этого романа является новым, поскольку не был отражен в работах исследователей творчества Р.Сейсенбаева. В рамках формального подхода к анализу художественного текста используются структурно-семиотический метод и метод стилистического анализа текста, с помощью которых выявляются особенности и функции стилистического «пэчворка» как художественного метода, формирующего авторскую картину мира. Выявлено, что через внедрение в роман элементов разговорного, научного и официально-делового стилей демонстрируется участие представителей трех сфер жизни в решении проблемы Арала: пострадавший народ, дискутирующее о состоянии Арала ученое сообщество, игнорирующие проблему государственные органы. Элементы текста публицистического и художественного стилей отражают два вида источников информации и два вида правды: СМИ, потерявшие доверие народа; художественные тексты и священное писание как источник неустаревающей правды и пророчества о судьбе человечества. Выявленный в романе Р. Сейсенбаева художественный метод стилистического «пэчворка», как мы предполагаем, может использоваться в произведениях казахской литературы постмодерна и требует дальнейших исследований.
Ключевые слова
Об авторах
З. К. ТемиргазинаКазахстан
Автор-корреспондент, доктор филологических наук, профессор.
Павлодар
А. В. Овчинникова
Казахстан
Докторант.
Павлодар
Г. К. Абзулдинова
Казахстан
Кандидат филологических наук.
Павлодар
Список литературы
1. Абдыханов У.К. Изобразительно-художественные средства творчества Р. Сейсенбаева в отражении экологических проблем [Электронный ресурс]: мат. конф. Новости передовой науки, – 2009а.
2. Абдыханов У.К. Проблема исследованности сочинений Роллана Сейсенбаева [Электронный ресурс]: мат. конф. «Актуальные достижения европейской науки», – 2009б.
3. Абдыханов У.К. Роллан Сейсенбаев и мировой литературный процесс. Своеобразие отражения взаимоотношения интеллигенции и народа в прозе Сейсенбаева. Lambert Academiс Publishing (LAP), Saarbrucken, Deutschland, – 2015. – 252 с.
4. Абдыханов У.К. Проблемы нравственного выбора героев Роллана Сейсенбаева // Вестник Московской международной академии, – 2017. С. 111-115.
5. Андреева О.С. Родовой синкретизм как проявление синкретичности авторского сознания в художественной литературе // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии [Электронный ресурс]: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 12(31). – Новосибирск: СибАК, – 2013.
6. Андрющенко О.К., Абзулдинова Г.К. Мировоззренческие и философско-нравственные особенности романа Р.Ш. Сейсенбаева «Отчаяние, или Мертвые бродят по пескам» // Язык и литература: теория и практика. – 2023. №4. С. 6–14.
7. Басовская Е.Н. Семантика и прагматика текста и языковых единиц // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – 2014. – № 7 (336). Вып. 89. – С. 6-11.
8. Березин Ф.М., Головин Б. Н. Общее языкознание. – Москва, 1979. – 416 с.
9. Бизюков Н.В. Информационный шум как прием языковой манипуляции (на материале публицистического дискурса) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2014. – №3. – С. 159-163.
10. Жаксылыков А.Ж., Абдибеков У. Символика романа Р. Сейсенбаева «Мертвые бродят в песках» // Вестник КазНУ. Серия филологическая. – № 5 (163), 2016. – С. 11-15.
11. Ибраева Ж.Б., Сапарова А.Ж. Казахская литература в период независимости // Вестник Инновационного Евразийского университета. – 2019 – № 3 (75). – С. 24-28.
12. Искакова Г.Ж., Шалабай Б. The Author's Modality in a Literary Text as a Manifestation of the Moral Values of the Author // Tiлтаным. – 2023. – №89(1). – С.155-168. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-1-155-168.
13. Мейрамгалиева Р.М. Типология и структура философского романа современной казахской литературы. – Алматы: Қазақ университетi, – 2013. – 192 с.
14. Овчеренко У. «Ночные голоса» Роллана Сейсенбаева как метароман // Litera. – 2021. – №8. – С. 105-112. DOI 10.25136/2409-8698.2021.8.36110.
15. Овчеренко У. Искусство как метод в творчестве казахстанских прозаиков // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 4 (89). – С. 509-511.
16. Сағындықұлы Б. Тіл біліміндегі синкреттілік: синтаксистік аспект // Tiлтаным. – 2023. – №89(1). – С. 201–209. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-1-201-209
17. Сейсенбаев Р. Мертвые бродят в песках. Международный клуб Абая, – 2006. – 672 с.
18. Темирова Ж.Г., Жакупова А.Д. Ключевые концепты индивидуально-авторской картины мира Роллана Сейсенбаева. Кокшетау, – 2022. – 126 с.
19. Шаинова Г.Б. Особенности образной структуры прозы Р. Сейсенбаева // Вестник КазНУ. Серия филологическая. – 2013. – № 5-6. – С. 141-145.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Темиргазина З.К., Овчинникова А.В., Абзулдинова Г.К. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ «ПЭЧВОРК» В РОМАНЕ Р. СЕЙСЕНБАЕВА «ОТЧАЯНИЕ, ИЛИ МЕРТВЫЕ БРОДЯТ В ПЕСКАХ». Tiltanym. 2024;(2):30-41. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-2-30-41
For citation:
Temirgazina Z., Ovchinnikova A., Abzuldinova G. STYLISTIC “PATCHWORK” IN R. SEISENBAYEV’S NOVEL “THE DEAD WANDER IN THE DESERT”. Tiltanym. 2024;(2):30-41. (In Russ.) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-2-30-41