ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ЯЗЫКА
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2022-1-88-96
Аннотация
Язык – средство общения, которое сближает, позволяет понять людей, нации друг с другом. Обучение языку, обучение-одна из самых сложных работ. Поэтому при обучении казахскому языку других национальностей требуется опираться на психологические основы. Психологические особенности той или иной нации играют большую роль в изучении иного языка. Поэтому при планировании обучения языку как иностранному, подборе учебного материала сначала учитываются возрастные и психологические особенности. Работа по изучению психологических проблем преподавания общих языков как иностранных началась с прошлого века. Поскольку Психология является отраслью науки, изучающей деятельность человека, она тесно связана с отраслями, связанными с каждой методикой. В связи с этим в 50-60-е годы 20 века появилось учение психолингвистики, рассматривающее значение психологии и лингвистики в речевой деятельности человека, овладении родным, иностранным языком. Когда человек овладевает другим языком, он испытывает различные психологические процессы. Поэтому преподаватель должен внимательно следить за психикой своего ученика, помогать ему в освоении языка без ущерба. Следовательно, процесс обучения-это процесс взаимодействия учителя и учащихся, поскольку обучение по своей психологической природе является результатом совместной деятельности учителя и учащихся. Преподаватель должен хорошо владеть психологией и только с большой ответственностью относится к своей профессии, обучение, несомненно, даст определенный результат. В статье рассматриваются методы обучения казахскому языку как второму языку, психологические особенности, роль учителя в обучении языку как ведущего специалиста, способы повышения способности и качества учащегося. Определяются психические типы изучающих язык.
Ключевые слова
Об авторах
А. М. ОжароваКазахстан
Талдыкорган
М. Т. Джакыпбекова
Казахстан
Талдыкорган
Список литературы
1. Белянин В. П. (2003) Психолингвистика. – М.: Флинта, 2003. – 232 с.
2. Жұмасова К. (2010) Психология: Оқулық. 2- басылым. – Астана: Фолиант, 2010. – 296 б.
3. Жақыпов С.М. (2008) Жалпы психология негіздері: Дəрістер курсы: (Жоғары оқу орнында оқитын 050503 психология мамандығының студенттеріне, магистранттарға, ізденушілер мен оқытушыларға арналған). – Алматы: ҚазҰУ, 2008. – 160 с.
4. Залевская А.А. (1999) Введение в психолингвистику. – Моссква: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. – 382 с.
5. Ибраева Ж.Қ. (2020) Психолингвистика негіздері: Оқу құралы. – Алматы: Қазақ университеті, 2020. – 125 б.
6. Құнанбайұлы А. (2007) Нақыл сөздер. – Алматы: Көшпенділер, 2007. – 160 б.
7. Леонтьев А.А. (1997) Основы психолингвистики. Моссква: Смысл,1997. – 287с.
8. Маякова Е.В. (2006) Развитие детской речевой деятельности в процессе обучения иностранным языкам Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурнаяткоммуникация. 2006.№ 4. С. 146-155.
9. Шаханова Р.А. Мемлекеттік тілді үйретуде ескерілетін психологиялық ьерекшеліктер. [Электрондық ресур] URL: http://www.rusnauka.com (дата обращения 10.09.2021)
Рецензия
Для цитирования:
Ожарова А.М., Джакыпбекова М.Т. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ЯЗЫКА. Tiltanym. 2022;185(1):90-99. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2022-1-88-96
For citation:
Ozharova O.M., Jakypbekova M.T. EFFECTIVENESS OF PSYCHOLINGUISTIC DIRECTION OF DEVELOPMENT OF KAZAKH LANGUAGE AS A SECOND LANGUAGE. Tiltanym. 2022;185(1):90-99. (In Kazakh) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2022-1-88-96