Сходство и общность мотива в мифологических эпосах тюркского мира и эпопее "Калевала"
Аннотация
Помимо стереотипов в эпосах, типом считается человек (люди), действующий в рамках определенных шаблонов и обладающий характерной чертой поведения, которое они демонстрируют. В то время как центральная фигура, несущая характер главного героя в эпосе, называется архетипом, герои эпоса находятся в центре паттерна, называемого стереотипом. Типовая особенность, в которой они участвуют, варьируется в зависимости от поведения, которое они демонстрируют. Такие классификации, как мудрый, женщина, мать, помощник, контргерой (враг /соперник), предатель, центральный герой, трагический, также указывают на существование контрастов в эпической структуре. В отличие от вспомогательного типа наличие врага и типа предателя связано с существованием противостояния добра и зла и взаимодополняемости противоположностей. В данном исследовании выявлены типологически похожие и разные аспекты мифологического эпоса тюркского мира и эпоса «Калевала». Тот факт, что сходства больше, чем различий, можно объяснить общими характеристиками шаблонного поведения и персонажей в эпосах в целом.
Ключевые слова
Список литературы
1. Alho O., Hawkins H., Vallisaari P. (1997). Finland a cultural encyclopedia. Helsinki. Finnish Literature Society. – P. 18-24.
2. Boratav P. N. (2000). Halk Edebiyatı Dersleri, M. Sabri Koz (Ed.). – İstanbul: Tarih Vakfı Yurt Yayınları. – P. 10-15.
3. Dilek İ. (2002). Altay Destanları. I. –Ankara: TDK Yayınları. – P. 74-78.
4. Ergun M., Aça M. (2004).Tıva Destanı. I. –Ankara: TDK Yayınları. – P. 32-35.
5. Ergun M., Aça M. (2005).Tıva Destanı. II. –Ankara: TDK Yayınları. – P. 45-55.
6. Gülensoy T. (2002). Manas Destanı. –Ankara: Akçağ Yayınları. – P. 10-15.
7. Hufford J. D. (2007). Halk Hekimleri M. Sever (Çev.). –Millî Folklor, 19 (73). – P. 73-80
8. Kapla M. (2010). Geleneksel Tıbbın Yeniden Üretim Sürecinde Kadın. –Ankara: Ankara Üni. Yayınları. – P. 25-32.
9. Leland C. G. (1891). Gypsy Sorcery And Fortune Tellıng Illustrated By Incantatıons, Specımens Of Medıcal Magıc, Anecdotes, Tales by Late President of the Gypsy-Lore Society. – London: T. Fisher Unwin. – P. 52-57.
10. Lönnrot E. (1965). Kalevala-Fin Destanı (Runo 1–25). Obuz L; Obuz M. (Çev.). – Ankara: Balkanoğlu Matbaacılık. – P. 75-81.
11. Naskali, E. G. (1999).Altay Destanı-Maaday Kara. –İstanbul: YKY. – P. 75-85.
12. Ocak Y. (2000). Alevi ve Bektaşi İnançlarının İslam Öncesi Temelleri. – İstanbul: Ucuşim. Yayınları. – P. 17.
13. Üçüncü K. (2006). Kazak Türklerinin Kahramanlık Destanı - Alpamış. –İstanbul: Töre Yayın Grubu. – P. 85-90.
14. Yıldız N. (1995). Manas Destanı (W. Radloff) ve Kırgız Kültürü ile İlgili Tespit ve Tahliller. –Ankara: TDK Yayınları. – P. 56.
Рецензия
Для цитирования:
Абдурреззак А.О. Сходство и общность мотива в мифологических эпосах тюркского мира и эпопее "Калевала". Tiltanym. 2017;(3):84-88.
For citation:
Abdurrezzak A.O. Türk dünyasi mitik destanlarinda ve kalevala destanindaki sağaltma motifinin benzer ve ortak yönleri. Tiltanym. 2017;(3):84-88.