РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ МИФЫ АНТРОПОМОРФНОГО КОДА В ГЕОЛАНДШАФТЕ
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-1-3-10
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь языка и культуры, моделирование географического ландшафта через одиним из культурных кодов в когнитивной лингвистике – антропоморфным кодом. Когда мы говорим о географическом ландшафте, мы не можем не затрагивать топонимы. В топонимах отражается мировоззрение народа. Антропоморфный код культуры передается через антропоморфные метафоры, легенды, мифы, фразеологизмы. В данной работе рассматриваем легенды и мифы. В мифах и легендах об окружающей среде и природе запечатлены мировосприятие, свойственное каждому народу. Один из способов формирования познания – это познать себя, то есть познавая себя, человек познает других, познавая внутренний мир, человек познает внешний мир. Человек проецирует свое познание о себе во внешний мир и, таким образом, отражает свое мировоззрение о внешнем мире. Сформированное мировоззрение выражается через язык. В легендах и мифах описываются мировоззрение народа. Анализируются типы мифов, репрезентированные антропоморфными кодами, и обсуждается их роль в формировании географического ландшафта.
Ключевые слова
Об авторах
А. Е. АдишеваКазахстан
Алматы
С. Б. Бектемирова
Казахстан
Алматы
Список литературы
1. Толстой Н. И. (1995) Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик. - 1995. – 262 с.
2. Хайдеггер М. (1986) Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. – С.93109. Леви-Стросс К. (1994) Первобытное мышление. – М.: Республика. - 1994. – 384 с.
3. Қайдар Ә. (1998) Қазақ тілінің ӛзекті мәселелері: Актуальные вопросы казахского языка. – Алматы: Ана тілі. - 1998. – 304 б. Авакова Р.А. (2009) Фразеология теориясы. Алматы: Қазақ университеті. - 2009. – 292 б.
4. Телия В. Н. (1996) Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры». - 1996. – 288 с.
5. Гудков Д., Ковшова М. (2007) Телесный код культуры: материалы к словарю. – М.: Гнозис. - 2007. – 288 с.
6. Красных В. (2003) «Свой» среди «чужых»: миф или реальность? – М.: Гнозис. - 2003. – 375 с.
7. Антропоморфизм [Электронды ресурс] URL: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ANTROPOMORFIZM.html (жҥгінген мерзімі
8. 01.2022) Тілеубердиев Б. (2006а) Қазақ ономастикасының лингвокогнитивтік аспектілері. – Алматы: Арыс. - 2006. – 280 б.
9. Тілеубердиев Б. (2006б) Қазақ ономастикасының лингвоконцептологиялық негіздері. Филология ғылымының докторы ғылыми дәрежесін алу ҥшін дайындаған диссертация. – Алматы, 2006. – 243 б.
10. Қондыбай С. (2003) Арғықазақ мифологиясы Алматы: «Ҥш қиян», 2003. – 592 б.
11. Тульпе И.А. (2016) Религия и другие формы жизни человеческого духа. СПб.: Наука. – 460 с.
12. Журавлев И.В., Никитина Е.С., Сорокин Ю.А., Реут Д.В., Тхостов А.Ш. (2005) Психосоматика телесности. – М.: Либроком. - 2005. – 152 с.
13. Мерло-Понти М. (1999) Феноменология восприятия. Под ред. И.С. Вдовина, Е.Л. Фокина. – СПб.: «Ювента» «Наука». - 1999. – 262 с.
Рецензия
Для цитирования:
Адишева А.Е., Бектемирова С.Б. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ МИФЫ АНТРОПОМОРФНОГО КОДА В ГЕОЛАНДШАФТЕ. Tiltanym. 2023;89(1):3-10. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-1-3-10
For citation:
Adisheva A.A., Bektemiyrova S.B. REPRESENTATION THROUGH MYTHS OF THE ANTHROPOMORPHIC CODE. Tiltanym. 2023;89(1):3-10. (In Kazakh) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-1-3-10