ОТРАЖЕНИЕ ЯЗЫКА В РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИНЕ МИРА
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-1-125-132
Аннотация
Обращение к религиозной картине мира обусловлено тем, что религия, являясь традиционной формой мировоззрения, приобретает сегодня в мировом пространстве новое духовное начало. Религиозная картина мира исходит из различия бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Религиозная картина мира дуалистична, поскольку она противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, торжественное с Богом, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием. Признавая существующую роль религиозного сознания в жизни человечества, а также анализируя религиозную лексику можно определить национальные ценности и сознание народа. В основе религиозного сознания лежит религиозная картина мира, служащая критерием сущности языка и религии. В связи с этим, теолингвистика требует анализа сакральной религиозной лексики и религиозных текстов. Образ жизни, обычаи, верования, быт, мировоззрение казахского народа формировались на основе тенгризма и ислама. Учитывая устойчивость нашей традиционной религии, актуальной в настоящее время в общественной среде, в преемственности с языком, «религиозный образ мироздания» требует специального изучения в лингвофилософском аспекте.
Ключевые слова
Об авторах
С. А. ЖиреновКазахстан
Алматы
З. Б. Кулманова
Казахстан
Алматы
Список литературы
1. Армстронг К. (2018) Иудаизм, христиандық пен исламдағы 4000 жылдық ізденіс: Құдайтану баяны. – Астана: Ұлттық аударма бюросы, 2018. – 421 б.
2. Байтенова Н.Ж., Құрманалиева А.Д. (2016) Дінтану сөздігі. – Алматы: Қазақ университеті, 2016. – 1-том. – 308 б.
3. Бекмағамбетов Ш. (1999) Тілдік таным негіздері және тілдік символдар. – Алматы: Ғылым, 1999. - 215 б.
4. Жиренов С.А. (2011) Когнитивтік лингвистика (Оқу құралы) – Алматы: Ұлағат, 2011. - 108 б.
5. Институт перевода Библии сайт [электрондық дерек]. Қолжетімділік: http://ibt.org.ru/ru/text?m=KAZ&l=John.1.1.3&g=1
6. Колшанский Г.В. (1990) Объективная картина мира в познании и языке. – Москва: Наука, 1990. – 108 с.
7. Киелі кітап (Таурат, Забур және Інжілден алынған таңдамалы жазбалар). (1993) – Стамбул: Жаңа өмір, 1993. – 461 б.
Рецензия
Для цитирования:
Жиренов С.А., Кулманова З.Б. ОТРАЖЕНИЕ ЯЗЫКА В РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИНЕ МИРА. Tiltanym. 2023;89(1):125-132. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-1-125-132
For citation:
Zhirenov S.A., Kulmanova Z.B. LANGUAGE REFLECTION IN A RELIGIOUS PICTURE OF THE WORLD. Tiltanym. 2023;89(1):125-132. (In Kazakh) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-1-125-132