ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ТВОРЧЕСТВЕ А. СЕЙДИМБЕКА
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-98-108
Аннотация
В данной статье представлены морально-этические принципы духовной культуры – дух народа, достижения в мире разума, совокупная деятельность, которая передается из поколения в поколение. Основным направлением нашего исследования является рассмотрение особенностей репрезентации морально-этических форм в духовной культуре. В этом послании четко рассматривается природа художественной концепции в духовной культуре и ее связь с ритуалами, которые необходимо изучать с концептуальной точки зрения. В качестве базового исследовательского материала мы ориентируемся на работы ученого-этнографа А.Сейдимбека, а также на особенности репрезентации понятий "суеверие" и "запретное", образующих культурное единство в понятий сфере казахского народа. Согласно этой цели, исследование упомянутых концептов в художественных текстах ученого в преемственности языка и культуры указывает на их языковую репрезентацию социальной жизни и духовной культуры нации. Тот факт, что морально-этические единицы отражены в художественно-поэтических текстах как представители художественной концепции, формулируется с помощью методов сравнения, моделирования и кодификации в антропоцентрическом направлении. Результаты исследовательской работы в этом направлении помогают определить назначение и значение системы традиций, обрядов и обычаев в культуре народа, то, как они отражаются в мыслях, чувствах и действиях носителя языка, на конкретных примерах описывается назначение и значение традиций и образа жизни, морально-этических норм (состояние) собственности. Предполагается, что, подобно общему народному знанию, суеверие можно рассматривать как слияние рационального и иррационального начал, а также как результат синкретического единства. Сведения о характере связи понимания этнического языка с морально-этическими нормами, языковая картина-образ (картинка) в обрядах в целом распадается на несколько слоев, а также о том, что морально-этические слои в этих слоях отличаются хронологическими (диахронологическими) характеристиками, что отражается в словах обрядов. Как и общенародное знание, суеверие определяется как пересечение рационального и иррационального начала, а также результат синкретического единства. Установлено, что ментальные представления о человеке в когнитивном пространстве этнокультурных названий казахского языка, составляют национально-культурные особенности в работах профессора А. Сейдимбека. Репрезентация морально-этических ценностей как духовного сокровища, продолжения прошлой жизни человека и настоящего существования в будущем представлена доказательствами на основе произведений А. Сейдимбека.
Об авторах
Б. М. БазарбековКазахстан
г. Шымкент
Б. М. Тлеубердиев
Казахстан
г. Шымкент
А. Б. Макулбек
Казахстан
г. Шымкент
Список литературы
1. Авакова Р.А., Султанчубиева А.А. (2010) Тілдің танымдық таңбасы // Тіл және руханият: өзекті мәселелер. – Астана, 2010. – 560 б.
2. Бенвенист Э. (1974) Общая лингвистика. – М.: Наука, 1974. – 308 с.
3. Жанпейісова С.Е. (1999) Рухани мәдениет лексикасы: филол. ғылым. канд. … дис. автореф. – Алматы, 1999. –30 б.
4. Қайдаров Ә. (1988) Қазақ тілі тарихы лексикологиясының мәселелері // Қазақ тілінің тарихи лексикологиясы: проблемалары мен міндеттері. 3 – 40 б., – Алматы, 1988. 198 б.
5. Манкеева Ж.А. (1997) Қазақ тілінің заттық мәдениет лексикасы: филол. ғылым. док. дис. автореф. – Алматы, 1997. – 53 б.
6. Маслова В. А. (2001) Лингвокультурология. Учебное пособие. – М.: Искусство, 2001. – 208 с.
7. Рысберген Қ.Қ. (2011) Ұлттық ономастиканың лингвокогнитивтік негіздері. – Алматы: Дайк-Пресс, 2011. –328 б.
8. Сейдімбек А. (2010) Алты томдық шығармалар жинағы, 2-ші том. – Астана: Фолиант, 2010. – 816 б.
9. Сейдімбек А.С. (2008) Қазақтың ауызша тарихы: зерттеу. – Астана: Фолиант, 2008. – 728 б.
10. Сыздық Р. (2004) Абайдың сөз өрнегі. – Алматы, 2004. – 290 б.
11. Тарланов З.К. (1993) Язык. Этнос. Время. Очерки по русскому и общему языкознанию. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 1993. – 222 с.
12. Шындалиева М.Б. (2019) Ақселеу Сейдімбектің шығармашылық мұрасы: ұжымдық монография. – Алматы: Cyber Smith, 2019. – 284 б.
Рецензия
Для цитирования:
Базарбеков Б.М., Тлеубердиев Б.М., Макулбек А.Б. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ТВОРЧЕСТВЕ А. СЕЙДИМБЕКА. Tiltanym. 2024;(1):98-108. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-98-108
For citation:
Bazarbekov В.М., Tleuberdiev В.M., Maqulbek A.В. PECULIARITIES OF THE REPRESENTATION OF MORAL AND ETHICAL NORMS IN THE WORKS OF A. SEIDIMBEK. Tiltanym. 2024;(1):98-108. (In Kazakh) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2024-1-98-108