УРОВЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ КОНЦЕПТА В СОВРЕМЕННЫХ ТЮРКСКИХ ЯЗЫКАХ (на материале казахского, турецкого, узбекского языков)
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-3-63-71
Аннотация
Одной из приоритетных задач современного языкознания и гуманитарных наук является изучение языка в рамках антропоцентрической парадигмы. Целью данной статьи является определение степени изученности концепта, являющееся основной единицей когнитивной лингвистики и лингвокультурологии в современных тюркских языках (казахском, турецком, узбекском). Также статья затрагивает такое сложное явление, как концептосфера, которая имеет национальный характер. Определена важность необходимости углубленного концептуального исследования в сравнительном аспекте тюркских языков (казахский, турецкий, узбекский). В настоящее время ведутся фундаментальные исследования, посвященные изучению концепта в казахском и узбекском языкознании, но турецкое языкознание пока не может быть включенным в этот ряд. Однако был рассмотрен вопрос о необходимости теоретического изучения концепта на тюркских языках (казахском, турецком, узбекском), диахронического и синхронического анализа структуры концепта, выявления и комплексного анализа концептов древнетюркского мировоззрения, встречающихся в письменном наследии. Выявлена важность дополнения лингвистического резерва тюркских языков (казахский, турецкий, узбекский) сравнительными исследованиями. В ходе проведения исследования были классифицированы и проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению концепта и концептосферы в современном тюркском языке (казахском, турецком, узбекском), синтезирована полученная научная информация. Исследования в казахском, турецком, узбекском языкознании в данном направлении были классифицированы. Результаты исследования могут быть использованы при проведении сравнительных исследований в области когнитивной лингвистики по тюркским языкам, при чтении лекций по дисциплине «Когнитвная лингвистика» для обучающихся и соискателей специальности филология и тюркология.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Ш. КалиеваКазахский национальный женский педагогический университет
Казахстан
Алматы
А. М. Жалалова
Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова
Казахстан
Алматы
Список литературы
1. Әдебиеттер Аскольдов С.А. (1997) Концепт и слово / Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С. 267-279.
2. Ашурова Д.У. (2016) Развитие когнитивной лингвистики в Узбекистане. Хорижий филология. ‒ №3, 2016. ‒ 56 стр.
3. Галиева М.Р. (2010) Вербализация концептосферы word/сўз/слово в английской, узбекской и русской языковых картинах мира. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. ‒ Ташкент, 2010. Гиздатов Г.Г. (1997) Когнитивные модели в речевой деятельности. ‒ Алматы: Ғылым, 1997.
4. Жаманбаева Қ. (1998) Тіл қолданысының когнитивтік негіздері: эмоция, символ, тілдік сана. – Алматы: Ғылым, 1998. – 140 б.
5. Ислам А. (2004) Ұлттық мәдениет контексіндегі дүниенің тілдік суреті (салыстырмалы-салғастырмалы лингвомәдени сараптама): филол.ғыл.док. дисс. – Алматы, 2004. ‒ 228 б. 6, 213 б.
6. Кубрякова Е.С., (1996) Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Л.Г.Лузина. Краткий словарь когнитивных терминов. – М., 1996.
7. Ляпин С.Х., Карасик В.И. (1997) Концептология: к становлению подхода. – М., 1997. – 115 с. 45 б.
8. Манкеева Ж.А. (2008) Қазақ тіліндегі этномәдени атаулардың танымдық негіздері. – Алматы: Жібек жолы, 2008.
9. Насруллаева Н.З. (2018) Формирование гендерных концептов в английской и узбекской фразеологических картинах мира. Автореферат диссертации доктора филологических наук. –Ташкент, 2018.
10. Нұрдәулетова Б.И. (2008) Жыраулар поэтикасындағы дүниенің концептуалдық бейнесі: 10.02.02: филол. ғыл. док. ... дис. – Алматы, 2008. – 328 б.
11. Рахматова М.М. (2019) Инглиз, ўзбек ва тожик миллий маданиятида «гўзаллик» концептининг лисоний хусусиятлари филология фанлари бўйича. Фалсафа доктори (phd) диссертацияси автореферати. ‒ Бухоро, 2019.
12. Рузиева С.А.(2020) «Оила» тушунчаси ва унинг инглиз ва ўзбек тиллари маданиятида акс этиши. Филология фанлари бўйича фалсафа доктори (phd) диссертацияси автореферати. – Самарқанд, 2020.
13. Сафаров Ш.С. (2006) Когнитив тилшунослик. – Жиззах: Сангзор нашриѐти, 2006. Телия В.Н. (1996) Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М., 1996. – 215 с. 93 б.
14. Тілеубердиев Б. (2007) Қазақ ономастикасының лингвоконцептология негіздері. 2007 ж. (оқу құралы).
15. Уәли Н. (2005) «Қамшы» концептісі // Академик Ш.Ш.Сарыбаев және қазақ тіл білімі мәселелері. Халықаралық ғылыми-теориялық конференцияның материалдары. ‒ Алматы: Дайк-Пресс, 2005. – 204-213 бб.
16. Gardenfors P. (1999) Some tenets of cognitive semantics // Cognitive Semantics: Meaning and Cognition. Ed. Allwood J., Gardenfors P. – Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1999. – 201 р.
17. Jiri Lukl, Wei-lun Lu (2020). The flow and structure of information in cognitive linguistics. Cognitive Linguistic Studies journal. V.7.2, 2020. ‒ pp. 275-283.
18. Johnson M., Lakoff G. (1999) Philosophy in the flesh: the Embodied Mind and its Challenge to Western Thought. – NY.: Basic Book, 1999. – 640 p.
19. Sweetser E. (1990) From etymology to pragmatics: metaphorical and cultural aspects of semantic structure. ‒ Cambridge: Cambridge University Press, 1990. – 174 р.
20. Tarih Khan (2018) Basic concepts in Linguistics, 2018. TDK Eğitim Terimleri sözlüğü (1974). http://www.tdk.gov.tr 17.07.2021.
21. Vardar B. (2007). Açıklamalı Dilbilim Terimleri Sözlüğü. ‒ İstanbul: Multilingual Yayınları, 2007.
Рецензия
Для цитирования:
Калиева Н.Ш., Жалалова А.М. УРОВЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ КОНЦЕПТА В СОВРЕМЕННЫХ ТЮРКСКИХ ЯЗЫКАХ (на материале казахского, турецкого, узбекского языков). Tiltanym. 2023;(3):63-71. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-3-63-71
For citation:
Kaliyeva N.Sh., Zhalalova A.M. THE LEVEL OF KNOWLEDGE OF THE CONCEPT IN MODERN TURKIC LANGUAGES (on the materials of the Kazakh, Turkish and Uzbek languages). Tiltanym. 2023;(3):63-71. (In Kazakh) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-3-63-71