ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-2-127-136
Аннотация
В казахской фразеологии особую группу составляют фразеологизмы религиозного происхождения. Спецификой исследования таких фразеологизмов является необходимость ориентира на религиозные источники. Во фразеологизмах религиозного происхождения в казахском языке репрезентируется и религиозная, и светская картины мира. Поэтому такие фразеологизмы рассматривались в статье не как «религиозные», а как «основанные на религии».
Цель статьи – описание структурно-семантических особенностей фразеологизмов религиозного происхождения. В связи с этим поставлены задачи – показать пространство их употребления и их связи с религиозными источниками.
Одной из особенностей связи казахских фразеологизмов с Кораном, хадисами является то, что фразеологизмы не отражены в Коране, хадисах таким же лексическим составом, т.е. они не извлечены из религиозных писаний, но семантически связаны с их текстами. Фразеологизмы, связанные с религиозными обрядами, религиозными личностями, религиозным фольклором, религиозной моралью, мы также относим по тематике к этой группе. Образноситуативная мотивация таких фразеологизмов связана с религиозным народным познанием носителей казахского языка. Фразеологизмы религиозного происхождения в казахском языке по структуре подразделяются на фразеологизмы в форме словосочетания и на фразеологизмы в форме предложения.
В казахских фразеологизмах религиозного происхождения в качестве лексического ядра выступают всего три лексемы: Аллах (Бог, Тенгри), иман, сакральные числа.
В становлении и формировании казахских фразеологизмов религиозного происхождения имеет особое место религиозный фольклор, особо религиозные дастаны. Поэтому языковые факты были извлечены и проанализированы из религиозных дастанов, также из фразеологического словаря.
Об авторах
Ж. А. ЖакуповКазахстан
Астана
К. С. Карибай
Казахстан
Астана
Список литературы
1. Авакова Р.Ҽ. (2002) Фразеологиялық семантика. – Алматы: Қазақ университеті, 2002.
2. Ҽділбаева Ш. (2011) Хадис – ғҧрпымыз, сҥннет – салтымыз. – Алматы: «Ислам мҽдениеті мен білімін қолдау қоры», 2011. - 280 бет.
3. Ҽбдуов М.І. (2006) Қазақтың діни эпосы: Діни эпостың типологиялық жҽне поэтикалық мҽселелері: Моногр. – Қарағанды:ҚарМу баспасы, 2006. -254 б.
4. Бабалар сҿзі: Жҥз томдық. (2004) – Астана: «Фолиант», 2004. Т.10. Діни дастандар. – 2004. – 333 б.
5. Бабалар сҿзі: Жҥз томдық (2004) – Астана: «Фолиант», 2004. Т.11. Діни дастандар. – 2004. – 339 б.
6. Бабалар сҿзі: Жҥз томдық. (2004) – Астана: «Фолиант», 2004. Т.13. Діни дастандар. – 2004. – 311 б.
7. Бабалар сҿзі: Жҥз томдық. (2004) – Астана: «Фолиант», 2004. Т.14. Діни дастандар. – 2004. – 352 б.
8. Бабалар сҿзі: Жҥз томдық. (2004) – Астана: «Фолиант», 2004. Т.15. Діни дастандар. – 2004. – 320 б.
9. Бабалар сҿзі: Жҥз томдық. (2004) – Астана: «Фолиант», 2004. Т.16. Діни дастандар. – 2004. – 301 б.
10. Кеңесбаев І. (1987) Қазақ тіл білімі туралы зерттеулер. – Алматы: Ғылым, 1987. – 352 б.
11. Кеңесбаев І. (2007) Фразеологиялық сҿздік. – Алматы: «Арыс» баспасы, 2007. – 800 б.
12. Қҧран Кҽрім. 1-ден 30-ға дейінгі паралар. (2016) Арабша транскрипциясы жҽне қазақша мағынасы. – Алматы, ЖШС РПБК «Дҽуір», 2016. – 1216 б.
13. Смағҧлова Г.Н. (2010) Қазақ фразеологиясы лингвистикалық парадигмаларда: монография. – Алматы: «Арыс» баспасы, 2010.
14. Телия В.Н. (1991) Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц. // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. – Москва, 1991.
15. Асыл арна.(2022) – URL: https://asylarna.kz/kk/maqala/43 (қаралған кҥні: 16.11.22)
16. Алаш. (2022) Ораза ҧстаудың шариғи шарттары. – URL: https://alashdin.kz/2020/04/oraza-staudyn-sharigisharttary/ (қаралған кҥні: 21.11.22)
17. Ислам кз. (2022) – URL: https://islam.kz/kk/articles/islam-jane-qogam/qandai-adamnyn-dugasy-sozsiz-qabyl-bolady-1591/#gsc.tab=0 (қаралған кҥні: 19.11.22)
18. Қазақстан Мҧсылмандары Діни Басқармасы. (2022) – URL: http://www.ihsan.kz/kk/articles/view/718 (қаралған кҥні: 19.11.22)
Рецензия
Для цитирования:
Жакупов Ж.А., Карибай К.С. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Tiltanym. 2023;(2):127-136. https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-2-127-136
For citation:
Zhakupov Zh.A., Karibay K.S. PHRASEOLOGICAL UNITS OF RELIGIOUS ORIGIN. Tiltanym. 2023;(2):127-136. (In Kazakh) https://doi.org/10.55491/2411-6076-2023-2-127-136